В целом погрузка за январь – ноябрь текущего года составила 1,18 млрд т, что на 2,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Ноябрь вновь уменьшил итоговую погрузку – правда, всего на 1 п. п. по сравнению с итогом января – ноября 2018 ода. В целом по сравнению с предыдущим месяцем особых перемен не наблюдалось.
Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии в январе – ноябре текущего года увеличился до 3018,3 млрд т-км (+4,2%). По данному показателю работа сети оставалась стабильной.
В последний месяц осени было погружено 1,7 млн вагонов. Драйверами погрузки в ноябре стали те же номенклатуры, что и в октябре: уголь, руда и минудобрения. Как и ожидалось, закрепился положительный тренд по нефтегрузам и лесу.

Акцент на качество перевозок
Напомним, что за 9 месяцев текущего года оборот вагона под грузовыми операциями сократился примерно на 8,8%, за 10 месяцев этот показатель улучшился на 1 п. п. По оценкам экспертов, аналогичный результат продемонстрировал и ноябрь.
Это означает, что в течение осени операторы смогли улучшить эффективность управления своим парком как за счет оптимизации организации погрузки на путях необщего пользования, так и за счет внедрения новых продуктов. В качестве примера можно привести владивостокский филиал ПГК, где c ноября 2018 года начали отправлять порожние полувагоны со станции Находка техническими маршрутами.

Структура парка – новые нюансы
Вместе с тем в октябре и ноябре оборот вагона на промежуточных и технических станциях, наоборот, увеличился. За 10 месяцев 2018 года эти два показателя увеличились соответственно на 18,9 и 13,5%.
Общее количество вагонов на начало ноября текущего года превысило 1,1 млн ед. в среднем за сутки. Это на 0,4% больше аналогичного показателя в октябре.
Стоит отметить, что количество вагонов рабочего парка в ноябре 2018 года оценивалось 955,3 тыс. ед. в среднем за сутки. А это всего на 0,2% больше аналогичного показателя в предыдущем месяце, что указывает на некоторый рост отцепок подвижного состава в ремонт.
Как показывает статистика, одна из наиболее заметных причин – выбраковка неисправных литых деталей. Болезненным явлением стал, в частности, утонченный обод цельнокатаных колес.

Ставки дрогнули
По итогам последних месяцев в среднем по сети среднесуточная ставка операторов за вагон сначала стабилизировалась. Затем был отмечен небольшой прирост цен из-за локальных дефицитов вагонов, остановился. А в конце осени ставки стали сползать вниз.
Это можно объяснить тем, что завершился пиковый сезон грузоперевозок. А кроме того, на основных экспортных маршрутах было не протолкнуться. Поэтому грузить больше в сторону российских морских портов оказалось для целого ряда отправителей делом затруднительным.
Это заметно отразилось на спотовом рынке. В частности, динамика индекса ЭТП «Грузовые перевозки» в ноябре по сравнению с октябрем 2018 года снизилась на 9,9%.
Медленнее реагировал на ситуацию индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520, по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов. В ноябре 2018 года он остановился почти на уровне предыдущего месяца, а в первых числах декабря уменьшился на 2%. Однако фактически данный индекс стал приближаться к тому минимуму, который был отмечен в I квартале текущего года.
Если учесть, что в динамику этого индекса заложена ставка вагонов на казахстанском направлении с достаточной умеренной ценой, то это указывает на возможность дальнейшего снижения ставок в декабре. Данный прогноз оправдается лишь в случае, если экспортеры не решат в конце года наверстать упущенное в ноябре.
Однако следует иметь в виду: с начала 2019 года в ОАО «РЖД» объявлен целый ряд скидок на достаточно обширную номенклатуру. Так что, скорее всего, следует ожидать всплеска активности в части погрузки в январе.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!